Фото отчет с похода в пещеру Мягкую

Незабываемое приключение

Добрый день дорогие друзья! Сегодня мне хотелось бы поделиться своими впечатлениями от недавнего похода в горы на плато Лаго-Наки и рассказать о нем поподробнее и о тех природных достопримечательностях, которые вы сможете увидеть, если пойдете по нашим следам.

Каждый из нас уже был на плато не раз, и казалось, уже мало что интересного и нового для себя мы можем там найти. Но как видно природа богато наделила наши, да и не только, края своими уникальными достопримечательностями, которые можно найти если сойти с проторенных троп в глубь

Веселое начало

леса и уподобиться первооткрывателям и заядлым любителям приключений.

Так случилось и в этот раз. Мы узнали об очень необычной пещере Кавказского заповедника, стены которой, в буквальном смысле, можно проткнуть пальцем без особого труда. Она назвалась Мягкой, словно в своем названии пыталась нам передать главную особенность. Хоть она и находится не очень далеко от основных троп, и следы туристических групп можно найти и здесь, добраться до нее не так уж легко.

И мы все заинтригованные красочным описанием пещеры, недолго раздумывая, принялись собирать свое снаряжения и готовиться к походу.

Группа подобралась небольшая, всего пять человек: Я, мой отец, Саша, Сергей и Нараян, очень веселая и дружная компания.

День 1

Проснувшись рано утром, мы все уже были готовы отправиться в путь. Утро выдалось слегка морозным. В условленном месте наша группа полностью собралась и тут же, не мешкая тронулась в путь.

Стояла середина марта, и природа нас сказочно радовала своей теплотой, ярким солнцем и безоблачным небом, а просыпающаяся природа и зеленеющий лес, только усиливали настроение.
Наш путь лежал на Ивановы поляны, к которым вела узкая тропа, причудливо петляющая среди деревьев. Спустя пару часов она вывела нас на прекрасную смотровую площадку с которой открывается незабываемый панорамный вид на Мезмай и абсолютно все его окрестности: Скалу Ленина, Михайлов Камень, Гуамское ущелье и др.

Уже ближе к обеду преодолев несколько крутых подъемов и густых зарослей, мы пришли к месту нашей первой

Гора Мезмай
На горе Мезмай

остановки на пути к пещере – Ивановой поляне. Здесь мы остановились на короткий привал. Красивый пейзаж обширной лесной поляны, покрытой густым ковром желтой прошлогодней травы, дополнял вид на гору с необычным названием Зауда.
Далее наш путь лежал по старой дороге, которая привела нас прямо к альпийским лугам у подножья горы Мезмай. Примечательно, что только здесь я видел такой старый пихтовый бор, с деревьями в несколько обхватов и со стволами настолько кряжистыми, что они более похожи на дубовые.

И вот, как специально тропа повела нас прямо на вершину горы, мы решили немного срезать путь, хотя наш опыт нам подсказывал, что обычно это только усложняет дорогу. Но все обошлось и мы действительно сильно сократили маршрут, выйдя прямо к подножью горы Матук. Отсюда нам открылись прекрасные виды на еще заснеженные Уриэль и Ногай-Чук, между которых возвышалась обрывистая вершина Оштена, из-за снега более похожего на торт.

гора Уриэль

Вдоволь насладившись этим прекрасным горным пейзажем, захватывающем дух, мы приготовились к спуску в ущелье Волчьей балки, который обещал быть нелегким. Наши предположения полностью оправдались, и усилия были вознаграждены сторицей. На протяжении всего спуска густо росли сосны и стоял такой сильный аромат хвои, словно везде было пролито эфирное масло.

Спуск мы завершили уже вечером, начинало смеркаться, мы едва успели войти в пещеру для ночевки и подготовить кострище, как уже мало что можно было увидеть в ночной мгле. Мы решили сразу посетить Мягкую пещеру, чтобы утром не задерживаться.
Она оправдала все наши ожидания и доже скажу больше, я еще не видел ничего подобного! Стены действительно очень мягкие, они покрыты толстым слоем не окаменевшего белого известняка!

Пещера Мягкая
Свод в пещере Мягкой

По полу пещеры с самого начала и до конца хорошо просматриваются отчетливые и глубокие следы, но что интересно пол не мягкий, а очень твердый, и не понятно: кто и когда эти следы оставил. Все стены были сделаны словно из белого коралла, а с потолков свисали белоснежные, огромные каменные змеиные головы, покрытые россыпью маленьких капелек влаги, ярко сверкающей под робким лучом фонаря.

Чтобы попасть во второй зал, нам пришлось проползти в узкий лаз по ручейку. Там нас ждало подземное озерцо, которое полностью закрыло нам путь по полу,

поэтому пришлось лезть по скользкой стене, но как оказалось, наши усилия были напрасны, потому что сразу после водоема пещера заканчивалась.
Не знаю как остальным, но мне сразу на ум пришло сравнение пещеры с подземельем чужих из фантастического боевика, а звук падающих капель с потолка и теплота внутри, только усиливали этот эффект. Не хватало только монстров.

На этом наш первый день закончился. Мы все разошлись по теплым спальникам и крепко заснули.

Пещера Мягкая
Пещерные кораллы

День 2

Поднявшись рано утром, задолго до зари мы приготовили себе горячий чай и, наскоро перекусив и собрав рюкзаки, немедленно начали путь домой. На этот раз было решено не штурмовать гору напрямую, как мы спускались, а обойти ее, поднявшись по пологому руслу Волчьей балки.

Идти было очень легко, и старый слежавшийся снег, вопреки нашим опасениям, был добрым помощником. Он сгладил многочисленные ступеньки, и каменистое русло превратил в ровную дорогу.

Утром он был сильно замерзшим , и поэтому провалиться было очень сложно.

Пройдя пару сотен метров по каньону вверх, мы убедились в том, что название ручья – это не просто чья-то прихоть или игра фантазии. Повсюду нам стали попадаться сначала следы горного волка, а затем и настоящего хозяина здешнего леса – бурого медведя.

Волчьи Ворота
Нараян на выходе из ущелья

Уже на самом выходе прямо на тропе нам попались две пары обуви, аккуратно стоявшие на тропе. Словно напоминая нам о необходимой предосторожности и опасности встречи с диким зверем.
Сразу после выхода из Волчьей балки, нас с нетерпением ожидал крутой подъем на вершину горы Мезмай. На этот раз его миновать нам не удалось, ибо другой дороги не было. Склон горы, как и все вокруг, было плотно укрыто жухлой прошлогодней травой, желтый цвет которой ярко контрастировал с темно голубым, почти синим небом. Сегодня погода тоже нас баловала необычным для весны теплом.

Поднявшись на гору, мы вышли на ту же дорогу, по которой и пришли, теперь нам предстояло пройти ее уже в обратном направлении в Мезмай. Остаток пути мы прошли очень бодро и вернулись к вечерним сумеркам, успели встретить закат уже на уютной веранде за чашечкой горячего чая, обсуждая и делясь впечатлениями со своими близкими и друзьями.

Заключение

Для меня поход был очень интересным, познавательным и главное полезным. Впервые за долгое время я смог по-настоящему отдохнуть, забыть о насущных проблемах и задачах и почувствовать свое единение с природой!